Про волшебные сказки, простые и сложные — одновременно.


Про волшебные сказки, простые и сложные — одновременно.

“А будешь себя плохо вести, в следующий раз опять родишься в мире без магии.” (с) Анекдот.

Сказки многообразны.

Сказки о животных и волшебные сказки. Сказки легендарные и новеллистические. Сказочные анекдоты и сказки с моралью. Мифологические сказки-басни и бытовые сказки. Et cetera.

Одна из первых попыток классификации сказочных сюжетов была предпринята профессором М. Сперанским в 1917 году в его книге «Русская устная словесность». Позднее был труд И. Больте и Г. Поливки «Примечания к сказкам братьев Гримм», где в библиографии указаны 1200 источников, содержащие тексты сказок. Была «Психология народов» Вундта. Был сборник русских фольклорных сказок А. Афанасьева — настоящий свод русских сказок, впервые опубликованный в 1855 году. Была книга о сказке одесского профессора Р. Волкова с 15-ю фантастическими сюжетами.

«Указатель сюжетов волшебной сказки» финского исследователя А. Аарне, изданный в Хельсинки в 1911 году — первый успешно законченный и принятый в научных кругах классификатор фольклорной сказки. На основе этого указателя впоследствии работал С. Томпсон, а затем и Г-Й. Утер. В 2004 году вышла новая редакция указателя — сейчас это около 150 страниц схематичного описания сказочных сюжетов.

Волшебная сказка — это вообще отдельный сказочный жанр.

Тут присутствует всё: и Тридевятое царство, и замок дракона, и деревня из леденцов и страна эльфов. Кощей и Фея, Принцесса и Волшебник, Рыцарь или Принц, волшебная палочка и заклинания, котел ведьмы и говорящий заяц и т.д. В общем, все «выдуманные», фантазийные герои и вещи — отсюда. Задача героев — это или путешествие куда-либо, или невыполнимое задание (вспомните «молодильные яблоки») или спасение и т. п. Решение задачи — всегда при помощи магических существ (грифоны, драконы, гуси и т.п.) или предметов (та самая волшебная палочка или посох мага и т.п.).

«Вымысел — главный жанрообразующий признак сказки» (с) Э.В. Померанцева

Французский ученый Ж. Бедье в своей работе по изучению фаблио (стихотворные новеллы) первым высказал мысль, что в сказке существует какое-то соотношение между её величинами постоянными и величинами переменными.

Русский фольклорист В.Я. Пропп в своей книге «Морфология сказки», структурирует сказку по функциям (запрет-нарушение, борьба-победа и т.п.) героев. Функция — величина постоянная, названия и атрибуты действующих лиц — переменная.

Например:

Колдун дает Ивану лодочку. Лодочка уносит Ивана в иное царство.

Царевна дает Ивану кольцо. Молодцы из кольца уносят Ивана в другое царство.

Персонажи сказки часто делают то же самое, меняется лишь то, как они это делают.

Функция сказочного героя ни в коем случае не должна олицетворяться с выполнителем:

1. Функция — это определение, выражающееся чаще всего одним словом: запрет, выспрашивание, бегство и т. п.

2. Функция обязательно должна определяться в контексте. Одинаковые поступки могут иметь различное значение.

Например:

Иван женится на царевне. Но это совсем не то же самое, чем женитьба отца на вдове с двумя дочерьми. В первом случае мы наблюдаем хэппи-энд, во втором — завязку сюжета.

Действия Морозко и Бабы-Яги (один из самых многогранных и интересных персонажей сказок, к слову) могут выполнить одинаковую функцию, испытывая и награждая падчерицу или царевича, но действовать при этом будут по-разному. Почему? Потому что один — даритель и потому весь добрый, а другая — злодей и потому, ну, вы поняли.

3. Функции действующих лиц являются основными частями сказки. Сюжетная линия движется по этому алгоритму, куда персонаж собрался наступить — туда и сюжет.

Переменными параметрами являются количество и способы исполнения функций, атрибуты и мотивация персонажей, стиль написания. Тут всё просто. Каждому, как говорится, своё. Кто крысам на дудочке музицирует, кто спит в цветке, кто что-то другое самобытное выражает. У кого шапка желтая, у кого зеркальце волшебное, у кого пироги с вязигой — хм, пардон, это уже из другого сюжета.

Далее — длинный список, осилив который, вы познаете волшебно-сказочный дзен. Омг.

Всего в волшебной сказке 31 возможная функция героя:

1) Отлучка кого-либо из членов семьи; 2) запрет, обращённый к герою (Обращенная форма запрета представляет собой приказание или предложение: принести в поле завтрак, взять с собой в лес братца и т.п.); 3) нарушение запрета; 4) выведывание; 5) выдача; 6) подвох; 7) невольное пособничество; 8) вредительство (или недостача); 9) посредничество; 10) начинающееся противодействие; 11) герой покидает дом; 12) даритель испытывает героя; 13) герой реагирует на действия будущего дарителя; 14) получение волшебного средства; 15) герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков; 16) герой и антагонист вступают в борьбу; 17) героя метят; 18) антагонист побеждён; 19) беда или недостача ликвидируется; 20) возвращение героя; 21) герой подвергается преследованиям; 22) герой спасается от преследования; 23) герой неузнанным прибывает домой или в другую страну; 24) ложный герой предъявляет необоснованные притязания; 25) герою предлагается трудная задача; 26) задача решается; 27) героя узнают; 28) ложный герой или антагонист изобличается; 29) герою даётся новый облик; 30) враг наказывается; 31) герой вступает в брак.

И всего 7 действующих лиц:

герой, вредитель, отправитель, даритель, помощник, царевна, ложный герой.

Вот как бы так, да.

Интересно, что:

Когда Перро готовился издать в свет сказки, которые убаюкивали его в детстве, он не решился печатать их под своим именем, боясь, как бы его не заподозрили, что он дает какое-то значение росказням крестьян и деревенских баб.

Волшебная сказка характерно отличается от, скажем, бытовой. В бытовой сказке действие происходит в обычном мире, персонажи — не владеют магией и даже не знают о ней: крестьянин, священник, купец, недобрый князь или царь и т.п. В задачах героя — не путешествие или невыполнимое задание, а конфликт из-за имущества, проблема «на мораль» — «поучиться уму-разуму» и т. п. Решение — при помощи исключительно человеческих качеств, т.е. герой должен проявить ловкость, хитрость, ум, доброжелательность и т. п. Задача бытовой сказки близка к задаче пословицы — в ней герой должен чему-то научиться.

Что удивительно, волшебная сказка абсолютно однотипна по последовательности действий её героев. Кстати, совершенно не обязательно чтобы вся линейка функций была в одной сказке. Собственно говоря, лучше, когда не вся. Функций персонажей чрезвычайно много, а самих персонажей — чрезвычайно мало. Отсюда невероятное многообразие миров, ковров и прочих декораций. И повторяемость сюжетов этих миров, что, впрочем, совершенно не портит дела.

«Принцесса. Разбойник. Волшебник. Королева. Рыцарь. И Героиня.» Что вам ещё нужно для сказки? ;-)